Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами дополнительного образования

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Наиболее значимым фактором, определяющим здоровье ребенка, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни у каждого закладывается с детства, он отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума, к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае мы говорим о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни.



Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления.



Недостаточная физическая активность и негативное отношение к спорту у взрослых (родителей и педагогов) не позволяют им стать предметом для подражания. Побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет большинство школьников, часть которых чувствуют себя на них недостаточно уверенно и безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению обучающихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными. Вместе с тем на уроках дети хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся.



По данным опроса, проведенного педагогами МАОУ ДОД «Дом детского творчества №1» г.Мариинска в начале учебного года в творческих объединениях «Общая физическая подготовка», «Рукопашный бой» и «Русская борьба «Слада»», сегодня школьники недостаточно осведомлены о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 54,4% мальчиков и 20,7% девочек. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценили положительно.



Интересно отметить, что с возрастом повышается число школьников, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым свойственны такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. А в случае проверки знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1% и 18,9%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших - среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) - среди девочек).



В целом дополнительное образование и конкретно его физкультурно-спортивное направление рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора школьником совместно с педагогом-тренером профиля спортивной секции и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала школьника в соответствии с его потребностями.



Устойчивая мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, утверждение здорового образа жизни школьников рассматриваются как одно из приоритетных направлений гуманизации дополнительного образования.



Таким образом, основными направлениями деятельности педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по поддержанию и формированию здорового образа жизни являются:



  • создание оптимальных внешнесредовых условий на занятиях в творческом объединении;
  • рациональная организация нагрузок на тренировках у обучающихся;
  • воспитание сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).


Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Эффективное решение этих задач и возможно в учреждениях дополнительного образования.