Психологическая готовность к началу школьного обучения

Процесс подготовки будущего ученика начинается задолго до начала настоящих сентябрьских занятий. Развивающие занятия с дошколятами необходимы, но не достаточны для благополучного старта! Лишь сочетание психологической готовности и набора обширных знаний, умений и навыков позволит первокласснику успешно осваивать азы науки.


Психологическая готовность к началу школьного обучения

Психологическая составляющая готовности к обучению не возникает спонтанно или внезапно. Она рождается как закономерный этап интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Поэтому наравне с занятиями чтением, письмом, рисованием, счетом и т.д., родителям и будущим первоклашкам стоит заняться развитием различных сторон психологической готовности к школе.


Психологическая готовность к школе – это готовность ребенка к новой системе отношений, ко всем ее компонентам.


Психологическая подготовка ребенка к школе состоит из трех компонентов, каждый из которых активно формируется на протяжении дошкольного возраста. Успешное обучение и комфортное состояние ребенка в школе зависит: во-первых, от уровня развития интеллекта, во-вторых, от развития личностно-волевой сферы, и, наконец, от мотивационной готовности
к школьному обучению.



I Интеллектуальная готовность к началу школьного обучения


Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности уметь сравнивать их, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.


Также к интеллектуальной готовности к школе относят: умение слушать и выполнять правила, указания взрослого; определенный уровень и объем развития памяти (механической и логической); степень умственного развития, владение обобщающими понятиями, умение планировать свои действия; умение отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; владение арифметическими операциями; готовность руки к овладению письмом; умение выделять учебную задачу, превращать её в самостоятельную цель деятельности.



II Личность-волевая сфера


В отличие от интеллектуальной, практически всегда ускользает из поля зрения родителей и педагогов, но она очень важна для благополучной учебы первоклассника. Чтобы будущему ученику было комфортно в школьных стенах, он должен научиться подчиняться правилам, которые диктует новая система отношений.


Кроме того, выполняя задания, ваш ребенок будет получать оценки своей учебной деятельности. Это непростое испытание для любого человека, и тем более для ребенка.
Очень важно для успешной учебы, естественно, настоящее желание познавать неизвестное.



III Мотивационная готовность к обучению в школе


Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.


Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.


Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:


  • положительных представлений о школе;
  • желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
  • сформированной позиции школьника.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.


В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу.


О наличии внутренней позиции школьника следует говорить том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания, положительно относится к общественно принятых правил и норм поведения, признает авторитет учителя.


Таким образом, психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения является важным компонентом общей готовности к школе и требует особого внимания, как со стороны родителей, так и педагогов.






< Как воспитать своего ребёнка успешным человеком? | Психологическая характеристика возрастного отрезка 4-5 лет >