Адаптация учеников по Занкову

В развитии отечественной школы все более актуальными становятся вопросы, которые отражают состояние здоровья и функциональные особенности организма школьников в условиях различных образовательных сред, оказывающих определенное влияние на адаптивные возможности детей.


В связи с модернизацией народного образования в современной школе разрабатывается и апробируется множество образовательных технологий, что вызывает необходимость всестороннего изучения всех аспектов адаптации школьников к учебным нагрузкам. Поиск путей повышения адаптации учащихся привел к внедрению новых физкультурно-оздоровительных моделей, направленных на снижение нервно-эмоциональных нагрузок, снятие синдрома гиподинамии в условиях инновационных форм обучения.


Изменение объема статического компонента в условиях инновационных образовательных программ должно быть компенсировано двигательной деятельностью. Уроков физической культуры в образовательных учреждениях для детей явно недостаточно. Поэтому проблема поиска оптимального соотношения учебной и физической нагрузок в условиях современной школы является необходимой ступенью на пути создания адекватной системы обучения. Насколько эффективны эти физкультурно-оздоровительные модели в сочетании с учебной нагрузкой может дать проведение валеологического мониторинга.


Целью работы являлось изучение особенностей адаптации учащихся 1-4 классов к учебным нагрузкам в условиях системы Л.В. Занкова - с обычным (2 урока физического воспитания в неделю) и расширенным двигательным режимом (4 урока физического воспитания в неделю).


Использовались методики, пригодные для широкого массового физиолого-гигиенического обследования: уровень здоровья изучался по индивидуальным медицинским картам, «школьная зрелость» по тесту Керна-Ирасека, умственная работоспособность по корректурным пробам, физическое развитие по тотальным размерам тела (длина, масса), проводились теппинг-тест и рефлексометрия. Исследования выполнены на базе НОШ №29 г. Майкопа.


Общий анализ контингента испытуемых учащихся показал, что при поступлении в школу большинство детей (около 56%) были морфофункционально готовы к обучению в школе. Под влиянием систематических учебных занятий к концу первого года обучения у детей повышался уровень биологической зрелости - «зрелые» дети составляли 72,7%, «среднезрелые» дети - 27,3%.


К концу второго класса все дети были «зрелыми». Также возрастали показатели соматического развития учащихся от класса к классу.


Вместе с тем, на основании дневной, недельной и годовой динамики качественных и количественных показателей умственной работоспособности (интенсивности и точности работы, процента безошибочных работ, коэффициента преобладания хороших работ над плохими («П») и уровней работоспособности) было установлено, что в1-ом классе наиболее трудно протекает процесс адаптации учащихся к учебным нагрузкам в течение учебного дня - утомление начинало развиваться уже после первого урока. Изучение недельной и годовой динамики умственной работоспособности 1-го класса показало более благоприятный ход адаптации детей к учебным нагрузкам, чем в течение учебного дня, хотя и в эти периоды отмечалось развитие утомления. Во 2-ом и 3-ем классах в дневной динамике наблюдалась довольно хорошая умственная работоспособность в течение 4-х уроков.


К пятому уроку под влиянием учебных нагрузок отмечено утомление. В недельной динамике довольно хорошая умственная работоспособность сохранялась в начале учебной недели, а к концу, особенно к пятнице, отмечалось ее ухудшение. В конце года утомление было более выражено, чем в начале. Это подтверждают данные рефлексометрии, теппинг-проб и анализа темпов прироста показателей умственной работоспособности.


Колебания в группах здоровья учащихся к концу учебного года во всех трех классах были незначительными, однако, число детей в группах некоторых заболеваний возросло (нарушения осанки, работы сердечно-сосудистой системы миопия и др.). В сравнении с занковским классом с традиционным двигательным режимом более положительная динамика умственной работоспособности и менее выраженное утомление наблюдалось в классе с расширенным двигательным режимом. Это указывает, что данный двигательный режим является более благоприятным, чем традиционный, но все же не является оптимальной физкультурно-оздоровительной моделью в условиях обучения по системе Л. В. Занкова. Вероятно, не только двигательный режим, но и сама система развивающего обучения Л. В. Занкова нуждаются в коррекции.




< Режим дня первоклассника | Почему нарушается осанка у детей? >