Режим дня первоклассника

На необходимость соблюдения режима дня указывают психологи, врачи, подчеркивая, что это важно средство сохранения нормальной работоспособности ученика. Известный физиолог Павлов считал, что, придерживаясь определенного распорядка дня, мы помогаем работе нервных клеток, предотвращаем истощение нервной системы, переутомление. В режиме дня много зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий жизни, но основные рекомендации гигиенистов, психологов и педагогов должны быть выполненные. Рассмотрим рабочий день первоклассника.



Подъем. Утро во многих семьях проходит напряженно, особенно тогда, когда взрослые спешат на работу. Родители время от времени покрикивают на ребенка, подгоняют ее. Чтобы этого избежать, важно помнить одну очевидную истину: своевременно встать — своевременно лечь. Если ребенок приучен рано ложиться спать, вечером готовить все необходимое к занятиям, то особенных трудностей в соблюдении данного режимного момента не будет чувствоваться. Приучайте малыша вставать сразу (затяжной подъем порождает вялость), здороваться с матерью, отцом и всеми родными.

Рабочий день школьника, как правило, начинается с утренней гимнастики.

После гимнастики и утреннего туалета — завтрак. Ребенку нужен полноценный завтрак, поскольку впереди — напряжен умственный труд. Пусть она съест и горячее кушанье, и чай, и фрукты. Как правило, что-то дети едят с аппетитом, чего-то они не любят, а кое-что вообще не употребляют. Прислушивайтесь к этому. Такие преимущества не всегда являются проявлением детских капризов. Иногда это потребность организма, с которой не считаться нельзя. Попросите ребенка помочь убрать из стола, помыть посуду.

Дорога к школе. Из дома следует выходить заблаговременно, идти энергично. Вы должны показать ребенку самый безопасный путь к школе, время от времени напоминать о соблюдении правил уличного движения.
Утро закончилось. Деть пошли в школу. Начался рабочий день. Каким он будет, в значительной мере зависит от того, как прошло утро. Помните: все, что ребенок может, он должен выполнить сам: сделать зарядку, старательно застелить кровать, помыться, одеться, своевременно выйти из дома.

Обед. Желательно, чтобы он состоял из трех кушаний. Употребление лишь второго кушанья нередко приводит к заболеванию органов пищеварения. Посоветуйтесь, как лучше накрыть стол, ведь красиво сервированный стол улучшает аппетит. Садясь обедать, ребенок должен переодеться, помыть руки, а после обеда — помыть посуду, навести порядок на кухне.

Для возобновления сниженной на конец первой половины дня работоспособности целесообразный активный отдых (прогулка, подвижные игры и развлечения). Младшим школьникам рекомендуют находиться на свежем воздухе не меньше трех часов на день. Это необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым. Но, как показывает практика, так отдыхает лишь треть учеников. Причины разные: не позволяет мама, ребенок не успевает выполнять домашние задания, занимается в кружке или секции. Потому такие дети быстрее устают, хуже работают, чаще болеют.

Вечер. Ребенок может выпить стакан молока или сока с булочкой, съесть сырые овощи, фрукты. После этого следует приступать к выполнению домашних заданий. Напомним, что первоклассникам не даются задания домой, потому в это время они могут рисовать, лепить, читать книжку, вырезать, то есть заниматься любимыми делами.

Каждому ребенку необходимо иметь постоянное рабочее место. Рационально оборудованный уголок способствует сосредоточенности, а привычка поддерживать в нем порядок воспитывает чувство ответственности.
Для ученика желательно выделить отдельную комнату. Если же такой возможности нет — уютное место у окна. Стол ставят так, чтобы светло падало слева.

Важно позаботиться и о цветовом оформлении комнаты. Хорошо, когда преобладают теплые и спокойные тона (коричневый, желтый, зеленый). Оранжевый и красный цвета в целом имеют возбуждающий эффект, но на небольших участках поверхности стимулируют общую активность ученика.
Один из важнейших вопросов в оборудовании рабочего места школьника — обеспечение правильной позы при сидении. Ученик должен глубоко сидеть на стуле, опираясь пояснично-кряжевой частью позвоночника на спинку. Туловище тоже немного наклонено вперед, предплечье свободно лежит на столе. Плечевой пояс размещен горизонтально. Ноги полной ступней опираются на пол или подножку.

Расстояние от глаз к предметам, которые рассматриваются, должно составлять 30 — 35 см. Верхнюю часть книги немного поднять с помощью подставки.

Обеспечить правильную позу при чтении и письме помогают такие упражнения: «Володя, наклонись справа, теперь налево. Сядь прямо. Вот при таком положении туловища нужно писать», «Наклонись, Маша, вперед. Появился правый локоть на парту. Важно произвести у первоклассника привычку правильно держать ручку. Ручку следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, на расстоянии 1-1,5 см от шарика. Она должна проходить возле изгиба первого сустава большого пальца и третьего сустава указательного, конец направлен на правое плечо. Если поднять указательный палец, то ручка держится большим и средним. Непосредственно перед письмом стоит, на первых порах, проследить, правильно ли лежит тетрадь. Нижний левый угол должен лежать напротив середины грудной клетки ребенка. Правая рука перпендикулярна к верхнему краю тетради, а расстояние от стола к груди равняется ширине зажатого кулачка.

Вам, родителям, полезно первый месяц посидеть с ребенком - не рядом, а поблизости. Позаботьтесь, чтобы малыш не отвлекался во время работы, правильно положил книжку или тетрадь, не сутулился, сидел в удобной позе. Каждая вещь должна иметь свое место. Пенал с ручкой и карандашами — посередине, налево — все, что нужно для работы. Здесь же подставка для чтения.

Как добиться выполнения детьми вышеупомянутых требований? Условие одно: не жалея времени, приучайте малыша выполнять то, что вы требуете от него. Сын или дочка усвоят это достаточно быстро тогда, когда взрослые каждый раз и однозначно будут реагировать на их поступки. С другой стороны, важно похвалить ребенка за каждый, даже и незначительный успех: «Ты сегодня значительно лучше держишь ручку и сутулишься меньше. Молодец!».

Наступает вечер. Дома собирается вся семья. Пообщайтесь с ребенком. Поинтересуйтесь, как прошли уроки в школе, что нового узнала, расспросите о жизни класса. Все это сближает вас с детьми, способствует взаимопониманию.
Телевизор. В каждой семье отношение к нему разное: от категорического запрещения смотреть телепередачи к долговременному «сидению» перед экраном.

Свободное после ужина время школьник может использовать по своему усмотрению: помогать родителям, играться, слушать радио и тому подобное. Проследите, чтобы деть не игрались в подвижные игры, не слушали рассказа о страшных событиях.

Перед сном ребенок должен сложить в ранец все, что необходимо к занятиям, проветрить комнату, умыться, почистить зубы, если есть возможность - принять душ (но обязательно помыть ноги), постелить постель, пожелать всем доброй ночи.

Сон. Первоклассника рекомендуют укладывать спать не позже 21.00. К сожалению, достаточно много детей нарушают этот режим. Сокращение же длительности сна, как известно, способствует истощению нервной системы, ослаблению здоровья. Малыш становится возбужденным, невнимательным. Чтобы обеспечить достаточно глубокий сон, необходимо приучать ребенка ложиться спать и вставать всегда в одно и тот же время; практиковать перед сном 20 -30-минутной прогулки на свежем воздухе.



Адаптация учеников по Занкову >