Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Сунтарский политехнический лицей – интернат».

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Сунтарский политехнический лицей – интернат».


Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Сунтарский политехнический лицей – интернат».

В течении моей педагогической деятельности в стране произошли серьезные коренные изменения.


Цивилизация перешла к новому состоянию: информационному. В таком обществе ценится умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, умение видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить практические пути их решения. И передо мной встала задача научить детей учиться, то есть решать проблемы в сфере учебной деятельности, объяснять решение любой, даже не математической задачи, применять полученные знания на практике.


Я определила, что в школе надо подготовить выпускников способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.


Тема моей методической работы: «Развитие способностей детей через проектирование индивидуальной траектории развития учителем + учеником + родителями»


Актуальность темы.


Выпускник средней школы – это должна быть свободная, мыслящая, социально-ориентированная личность, способная к самоопределению и самореализации. Между тем основная часть выпускников испытывает трудности в проектировании своих образовательных, жизненных и профессиональных планов.


Цель.


Воспитать успешную личность, научив его конструировать собственный образовательный маршрут и общественно-полезную деятельность.


Ожидаемые результаты.


Показатели:


• увеличение доли обучающихся, занятых в системе дополнительного образования;
• увеличение доли обучающихся, успешно участвующих в олимпиадах, НПК, выставках, конкурсах, соревнованиях, реализующих разные проекты;
• увеличение доли родителей, сопровождающих процесс саморазвития детей;
• увеличение доли выпускников, правильно определивших будущую профессию.

Изменения:


• освоение обучающимися навыков проектирования собственной образовательной стратегии и вариантов её реализации;
• освоение ими способов рефлексии, позволяющей находить позитивные решения на каждом этапе собственного развития;
• формирование умений видеть проблемы и проектировать варианты решения этих проблем.

Реализация этой цели и задач требует использования новых педагогических технологий, методов.


Основной технологией, которым я пользуюсь, является технология учебных циклов. Её авторами являются Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович, Ю. А. Глазков и Г. Г. Левитас.


Выбор использования тех или иных методов обучения я делаю, исходя из целей и задач урока, уровня обученности учащихся. При этом учитываю личностные особенности детей, так как в классе учатся дети с различными способностями к математике, с разными характерами и темпераментами, с разным умением трудиться.


Я - сторонник гуманной уровневой дифференциации, когда не делят класс по уровню обученности (слабые, средние, сильные группы), а дают одинаковые задания, только расположенные по лесенке трудности. Пусть каждый доберется до своей ступеньки. Даю также необязательные нестандартные задачи, за решения которых возьмутся те, кому это интересно, кого увлекает процесс решения задач – это и есть одаренные дети, будущие олимпиадники.


Единицей учебного времени по ТУЦ является учебный цикл. Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.


Принципиальное строение учебного цикла:


1. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
2. Сообщение нового материала.
3. Репродуктивное (первоначальное) закрепление.
4. Тренировочное закрепление.
5. Итоговое закрепление

Весь этот процесс должен сопровождаться мониторингом – контролем состояния процесса на каждом этапе и необходимыми мерами при выявлении сбоев.


На каждом этапе этого процесса, исходя из целей и задач урока, уровня обученности класса выбираю и использую различные технологии, проектно-исследовательская, ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология индивидуализации обучения.


Реализация идет в единой системе: уроки математики, алгебры, алгебры и начал анализа, геометрии, внеурочная работа по математике.


Эффективным средством, позволяющим самореализовываться каждому ученику, является творческая деятельность. Творчество – это умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое.


Для развития творческой деятельности математика имеет большие возможности, например, при решении нестандартных задач. Для решения нестандартных задач стоит задача поиска пути решения, что требует творческой работы мышления.


Что нужно сделать для того, чтобы урок способствовал формированию ключевых компетентностей?


1. На уроках создаю проблемные ситуации, где ученики проявляют умение комбинировать элементы для решения проблемы.


2. Работа с текстом учебника, что способствует осмысленному восприятию темы, развитию навыков самообразования, используя различные методы работы с текстом.


• Пересказ с различным количеством предложений. Очень успешно применяется на уроках геометрии. На уроке прохождения новой темы детям предлагается самостоятельно прочитать параграф, затем они должны пересказать текст с различным количеством предложений, которые предлагаю я. Обычно начинаем с наибольшего количества предложений, постепенно уменьшаем.
• Пересказ текста по цепочке, начинает один и по порядку по одному предложению пересказывают текст.
• Пропуски в тексте, некоторые места в тексте пропускаю. По смыслу восстанавливают текст.
• Мозаика, текст разрезается на кусочки по предложениям и раздается детям. Дети восстанавливают текст по своим кусочкам.

3. Урок – лекция развивает теоретическое мышление учащихся. Во время лекции учащиеся должны вести конспект. Должна быть обратная связь учитель – ученик. Формируется умение задавать умные вопросы.


4. Урок – семинар, на котором отрабатываются умения собирать, обобщать материалы, анализировать. Урок способствует развитию исследовательской, коммуникативной компетентности.


5. Урок – практикум, предлагается набор задач, часто использую задачи, которые решаются различными способами, использую задачи исследовательского характера, прикладные задачи, нестандартные задачи. Работа идет индивидуально, в парах, группах.


6. Урок решения текстовой задачи. Решение задач в математике занимает особое место. В процессе решения текстовых задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач позволяет углубить и расширить представления детей о жизни, формирует у них практические умения.


На таких уроках использую различные методы и приемы,

• Задачи с несформулированным вопросом.
• Задачи с неполным составом условия.
• Задачи с избыточным составом условия.
• Системы однотипных задач.
• Системы разнотипных задач.
• Составление задач заданного типа.
• Составление задач по данному уравнению.
• Составление уравнений по условиям задачи.
• Прямые и обратные задачи.

7. Урок – матбой, такие уроки учат детей планировать свою деятельность. Совершенствуют навыки работы в команде, учатся высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение. Каждый вносит свой вклад для достижения общего результата.


8. Урок – лабораторная, практическая работа, где дети работают группами.

9. Урок – проектная деятельность.


Для формирования ключевых компетентностей кроме урока используются и другие формы учебной деятельности.

  • Внеурочные занятия, для 5-ых классов веду курс «Логика», для 6-ых классов – «Практическая математика».

  • Внеурочная учебная деятельность с одаренными учащимися, веду спецкурс «Решение задач повышенной трудности», «Решение олимпиадных задач».

  • Математический праздник для 5-ых классов.

  • Неделя математики.

  • Задача дня.

  • Школьный, улусный, региональный, республиканский фестиваль «Дьо5ур» для 6, 7 и 8 классов.

  • Учебно-тренировочные сборы.

  • Летний лагерь «МиФ».

  • Работа с клоншерами.

  • Чемпионат по решению задач элементарной математики.

  • Экскурсии.

  • Математическое ориентирование.

  • Мат туризм.

  • Олимпиады различного уровня.


Вывод:


Работая над этой темой я добиваюсь, чтобы для учащихся математика перестала быть «страшным» предметом, чтобы у них сформировалась положительная мотивация к изучению предмета математика. Методы познания мира с помощью математики, как науки, помогли им легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, чтобы применить их в жизни для решения проблем. Развитие их творческого, логического и критического мышления способствуют им видеть возникающие реальные трудности и искать пути их рационального преодоления. Учатся грамотно работать с информацией, коммуникабельности, умению работать сообща в команде.


Высоким достижением совместной работы учителя, родителя и ученика является выпускник, который является свободной, мыслящей, социально-ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.

Уже посмотрели: 675 раз(а).