Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе


Во-первых, в этот период молодой человек, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.


Эта зависимость от социального оценивания хранится еще из учебного заведения, где другой человек (преподаватель) выступал в роли "главного судьи" деятельности и поведения студента, а собственные критерии оценивания и механизмы само ответственности еще не были отработаны. Ощущение постоянных неудач, усложненное высокой зависимостью от мысли других, вызывает огорчение, кое-где и разочарование.


Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе

Однако не менее глубоко переживается и радость от первых успехов, именно она дает силы для продолжения деятельности, творческого поиска, преодоления трудностей адаптации, определяет общий тонус жизни учителя.


В этот период молодым учителям присущее не дифференцированное общение с окружением, которое также порождает недостаточно дифференцированы эмоциональные переживания, то есть молодой учитель пользуется преимущественно противоположными эталонами "хорошо - плохо", а любое непредвиденное событие школьной жизни вызывает у него или позитивное (часто близкий к экзальтированному), или негативное подавленное состояние. Негативные оценки, проявления критического отношения со стороны окружения он воспринимает как равнозначные независимо от того, кто их выражает.


Однако уже после трех лет работы происходит отделение профессионального и неформального общения. Это приводит к тому, что в коллективе появляются референтные лица, разные за своим влиянием (деловое общение, неформальное общение), соответственно эмоциональная расцветка снижается, становится более, адресной и дифференцированной.


Успешность социальной адаптации в целом определяется широтой, интенсивностью, значимостью общения учителя в своей профессиональной среде, стремлением хранить контакты и взаимодействовать со всеми его субъектами. Важным требованием, является умение переносить свой позитивный опыт общения с коллегами (уровень осознания, эффективные приемы, не обусловленное принятие, признание и др.) на общение с учениками и их родителями.


Для большинства молодых педагогов незаурядную сложность представляет само перенесение (соотношение, осмысление, интеграция) опыта общения.


На адаптации молодого учителя в большой степени обозначаются общественные процессы в целом. Да, на протяжении нескольких лет в печати педагогической усиленно пропагандировался тезис о том, что в нашей школе все плохо. Ориентация на опыт одиночек, чрезмерное увлечение новациями отдельных педагогов, невзирая на несомненную ценность их труда, сопровождалась определенными психологическими потерями, в частности обесценением заслуг рядовых учителей, на плечах которых, собственно, и держится школа.


И хотя в общественном уме уже тогда началась переориентация (сосредоточение внимания на ежедневных заботах каждого учителя), тогдашние студенты были убеждены, что их задание - осуществить в той школе, куда они придут работать, принципиальный переворот, показать учителям-консерваторам, которые в ней работают, что такое современная педагогика.


Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе

Они и мысли не допускали, что педагогический коллектив школы, особенно если он формировался годами, - система достаточно жесткая. Здесь каждый на виду, каждый постоянно чувствует свою принадлежность к этому сообществу. Пристальные глаза следят за каждым поступком новичка и сопоставляют его с теми неписаными нормами и правилами поведения, которые больше определяют психологический климат школы, чем многочисленные проекты и постановления. Педагогический коллектив - явление в каждом конкретном случае исключительное и малоизученное. На него обращал внимание еще А.С. Макаренко, который считал стиль коллективной жизни первостепенным условием воспитания. Он предоставлял преимущество коллективу, объединенному общей идеей, чем отдельным педагогическим гениям. В настоящее время молодые учителя в значительной степени потеряли свой "разрушительный" энтузиазм, они умереннее относятся к политизирующим лозунгам и кампаниям, однако проблемы вхождения в новый профессиональный коллектив остаются актуальными.




< Преимущества и недостатки российской и американской систем образования | Внедрение тьюторства в дополнительном образовании >