Внедрение тьюторства в дополнительном образовании

В современной школе до сих пор остается проблемой отчужденное отношение детей к собственному образованию. Ведь ребенку в школе зачастую не виден продукт его труда. Учреждения дополнительного образования наоборот представляют не завод, а мастерскую, где ребенок творит свое изделие от задумки до реализации. Но ребенок в начальной школе еще не может удержать все этапы своей работы от идеи до воплощения. Поэтому задачей педагога - тьютора здесь является создать условия для творческого действия ребенка, а также помочь увидеть ему продукт его труда и шаги по достижению идеального образа.



Тьюторская позиция это индивидуальная работа с отдельной личностью в смысле обсуждения и построения индивидуальной образовательной траектории, будущего этой самой личности. Задача тьютора – помочь личности выстроить свой путь в образовании. Для него важно, чтобы человек сам понял больше про свой потенциал, миссию, предназначение в жизни. И для этого он помогает человеку создать такие условия, в которых тот мог бы глубже раскрыть самого себя.


Таким ярким опытом проявления тьюторско-педагогической позиции для автора стало участие детей не от их школы, а именно от учреждения дополнительного образования в районном фестивале исследовательских и проектных работ младших школьников "Совенок". В итоге подготовки к фестивалю потенциальные участники-дети получили достаточно опыта работа со своим образовательным интересом, который нашел свое место в практическом воплощении их идей: макет лодки, своя сказка, наблюдение за своими питомцами и разработка рекомендаций по их уходу. Эта работа требует от ученика немалых усилий и умений: самостоятельно собрать материал, оформить, представить работу.



Очень важно тьютору заметить образовательную инициативу ребенка, ведь часто мы, взрослые, ограничены в “видении” инициативы ребенка и можем ее попросту не «узнать». Поэтому задача тьютора - так сопровождать каждого ребенка, чтобы с ним случилось максимальное развитие в каждом выборе, каждой инициативе, чтобы максимально расширялся кругозор ребенка



Хоть я по должности и числюсь методистом, но, так как, благодаря прошедшим курсам тьютора, мне знакома и тьюторская позиция, в определенных случаях при работе с педагогами я перехожу с позиции методиста на позицию тьютора. Такая же тьюторская позиция применяется мной при работе с детьми, построение индивидуальной образовательной программы которых требует тьюторского сопровождения.


Если говорить об образе тьютора, то, как я поняла это из практики, это человек, который больше слушает. Больше думает. Для него важно не говорить, а молчать, понимать, не самому говорить правильное «в последней инстанции», как педагог, а корректирующими и наводящими вопросами постепенно выводить человека на правильную мысль – т.е. такую мысль, решение, которое нужно ему самому, но которое он никак не может для себя понять, уяснить, принять.


В общем, тьютор – это отдельная педагогическая позиция, педагог, который работает непосредственно с детьми, но может и с педагогами. Это индивидуальная работа с отдельной личностью в смысле обсуждения и построения индивидуальной образовательной траектории, будущего этой самой личности. Задача тьютора – помочь личности выстроить свой путь в образовании. Для него важно, чтобы человек сам понял больше про свой потенциал, миссию, предназначение в жизни. И для этого он помогает человеку создать такие условия, в которых тот мог бы глубже раскрыть самого себя.


Сегодня уже никто не сомневается в том, что дети, и маленькие, и большие, нуждаются в индивидуальном подходе. В новой российской школе должно быть индивидуальное образование, и об этом говорят сейчас многие. И у тьютора в этом смысле есть место в образовательном учреждении любого уровня – и в школе, и в дополнительном образовании. У тьютора с любым ребенком всегда отыщется область взаимодействия. У ребенка начальной школы есть стихийный познавательный интерес, и программа сопровождения этого интереса может строиться на том, где его реализовать – какие посетить места в городе, где можно узнать про этот интерес, как реализовать свои задумки и так далее…


В современной школе до сих пор остается проблемой отчужденное отношение детей к собственному образованию. Симптомами этого является негативное, порой агрессивное, отношение к учебным заданиям, отказ от соблюдения правил и норм. Ребенку в школе зачастую не виден продукт его труда. Учреждения дополнительного образования наоборот представляют не завод, а мастерскую, где ребенок творит свое изделие от задумки до реализации. Но ребенок в начальной школе еще не может удержать все этапы своей работы от идеи до воплощения. Поэтому задачей педагога - тьютора является создать условия для творческого действия ребенка, а также помочь увидеть ему продукт его труда и шаги по достижению идеального образа.


Когда к нам в учреждение (дополнительного образования) приходит ребенок и говорит, что ему хотелось бы записаться и на ту, и на другую, и третью дополнительную программу, это вовсе не означает, что ребенок всесторонне развит и везде будет преуспевать. Скорее наоборот – ребенок нуждается в самоопределении и направлении – а это значит в тьюторском сопровождении. Сопровождение нужно и тогда, когда у ребенка нет успеваемости или интереса учиться ни в школе, ни в учреждении дополнительного образования. Тогда приходится ждать и наблюдать моменты, в которых эти дети чем-нибудь заинтересовываются. Как, правило, это проявляется в рождении вопросов у ребенка, интересующих его и подвигающих на какое-то свое мини-исследование. Ведь через вопросы дети проявляют себя, свои интересы, своё понимание. Через вопросы они открываются, доверяются педагогу и классу. Моя задача, как педагога и тьютора, это словесное оформление детских вопросов и создание условий, где ученик сам смог бы найти ответ на интересующий его вопрос, а также сопровождение его в этой деятельности.


Таким ярким опытом для меня стало участие наших детей не от их школы, а именно от нас, в районном фестивале исследовательских и проектных работ младших школьников "Совенок".


Я предоставила детям возможность выбора темы, дальнейшим шагом стало создание условий для проявления их инициативы и обеспечение условий для ее реализации. Их идеи зародились спонтанно. Дети младшего школьного возраста ведь легко начинают (сиюминутно загораются чем-то новым) и могут так же быстро выйти из этой работы, пробовать дальше все новое и новое. Здесь важно не торопить ребенка, не порицать его за отказ от работы и за не доведение начатой работы до конца. На этом этапе, на мой взгляд, ребенок ищет в себе свой личный смысл в учении, своего пребывания здесь, как ученика. Стоит помнить, что интерес к брошенному может загореться снова, может спонтанно в результате появления личного интереса, может в результате сильного внешнего мотиватора. Например, когда один мальчик бросил начатое, пример девочки, которая почти довела уже дело до конца, и ее «продукт» понравился мальчику, вдохновил его на дальнейшее исследование своей темы. Ну я уже забежала несколько вперед.



Затем нужно было подвигнуть их на коллективный сбор информации. Вместе мы лазили по бескрайним просторам Интернет, вместе смотрели сказки, постоянно обсуждая и проговаривая те или иные слова или дела героев. Здесь важно было то, что работа со знакомым, понятным, привычным материалом «втягивала» детей в новый материал, новое знание. Затем они приступили к оформлению добытой ими информации уже в цельный продукт, доклад, и представлению его другим ребятам, т.е. получали опыт реализации своей идеи и представление её другим. Для реализации последнего специально был разработан сценарий праздника для младших школьников «Слушания ученого кота», где все дети класса, пройдя подготовительные этапы «вода» и «воздух», на последнем слушали «самых посвященных», будущих участников «Совенка» с их уже готовыми работами. В итоге получилась реальная имитация фестиваля, где дети были самыми строгими судьями: они не только задавали свои бесчисленные вопросы, но и своим поведением давали понять, что рассказчик уже утомил, докладывает скучно, неинтересно, либо не по делу. В таких условиях становится возможным перенесение ребенком учительских функций на себя. Но что особенно важно, только погружение в содержательную работу с равноправными партнерами создает условия для формирования умения грамотно спорить. Это очень ответственный момент для ребенка, когда автор держит ответ за свою работу, т.к. другие дети класса как-то к ней относятся. После такого представления своей работы ребенок может вернуться в этап доработки своей работы, изменения, дополнения.


В итоге подготовки к фестивалю потенциальные участники-дети получили достаточно опыта работа со своим образовательным интересом, который нашел свое место в практическом воплощении их идей: макет лодки, своя сказка, наблюдение за своими питомцами и разработка рекомендаций по их уходу. И хоть на фестивале ребята не заняли призовых мест. Эта работа требует от ученика немалых усилий и умений: самостоятельно собрать материал, оформить, представить работу. И хоть на самом фестивале ребята не заняли призовых мест, было видно, что ребят зацепила такая работа, им понравилось «пережить» такой опыт. Это было особенно видно по реакции детей, изъявивших желание принять участие в «Совенке» на следующий год


Необходимо также отметить важность вывешивания детских работ в классном кабинете. Вывешивание детских работ придает детской работе новый статус – значимость в классе. Обсуждение детьми вывешенных работ позволяет выделить существенное, интересное, ценное в каждой работе. Очень важный момент - вывешиваются только те работы, которые аккуратно сделаны и завершены, тем самым поощряется такие качества как, аккуратность, усидчивость и доведение дела до конца. В итоге сама значимость вывешивания стала двигать детей к мобилизации сил в завершении своей работы.


Очень важно тьютору заметить образовательную инициативу ребенка, ведь часто мы, взрослые, ограничены в “видении” инициативы ребенка и можем ее попросту не «узнать ». Поэтому задача тьютора - так сопровождать каждого ребенка, чтобы с ним случилось максимальное развитие в каждом выборе, каждой инициативе, чтобы максимально расширялся кругозор ребенка (в его поле деятельности появлялись бы новые и новые области знаний, сферы и виды деятельности, позиции в деятельности). Разумеется, это не работа учителя-предметника. Проектирование условий индивидуализации и сопровождение ребенка в его индивидуальном образовательном маршруте – это задача тьютора.



Источники:
  1. Долгова Л.М. Обучение как освоение форм культурного поведения. Научно-педагогический сборник школы «Эврика-развитие» г. Томск 1997
  2. Ежегодный научно-педагогический журнал школы «Эврика-развитие», г. Томск 1994, с. 8-13, 13-18, 36-46.
  3. Индивидуализация в начальной школе: Подходы и технологии. г. Томск 2001.
  4. Т.М. Ковалева. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4. Москва. Педагогический университет «Первое сентября»,2010 http://edu.1september.ru/courses/15/006/01.pdf




< Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе | Отрицательные факторы воздействия Интернета на детей >