Интеграция процесса формирования здорового образа жизни учащихся

Одним из возможных путей решения этой проблемы является интеграция содержания учебных предметов. Данный подход поможет сэкономить учебное время, т.к. не предусматривает увеличение объема изучаемого материала и тем самым не перегружает учащихся информацией. Основное предназначение разработанной методики для 8-го класса, заключается в активизации самостоятельной деятельности школьников, направленной на укрепление здоровья, посредством акцентирования внимания учащихся на запланированном общеобразовательной программой межпредметном материале о здоровом образе жизни и через использование разнообразных методов и приемов обучения.



Более того, в настоящее время возникла необходимость, не только в интеграции содержания учебных предметов для формирования здорового образа жизни, но и в интеграции разных видов деятельности, форм и согласование в работе образовательных учреждений. Так как процесс формирования здорового образа жизни в каждой отдельной школе не должен проходить изолированно, а должен быть спланирован, организован и согласован с деятельностью других общеобразовательных учреждений. В связи с этим все большее внимание должно быть направлено на подготовку не отдельного учителя, а творческого коллектива учителей и специалистов дополнительного образования, владеющих умениями организации работы по укреплению здоровья учащихся.

Нами были выделены уровни интегративных процессов, направленные на приобретения большей согласованности, организованности, целостности в процессе формирования здорового образа жизни:
уровень внутри предметной интеграции «ВНП» (характеризует взаимоотношение компонентов учебно-воспитательного процесса в рамках одной дисциплины);
уровень межпредметной интеграции «МП» (отражает синтез компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких учебных дисциплин);
уровень общенаучной интеграции - «знания» - (рассматривает комплекс общенаучных фактов, понятий и методов научного познания, обеспечивает формирование научного мировоззрения);
интеграция видов деятельности - «умения»- (учебной, познавательной, двигательной);

Следующей задачей стало построение математической имитационной модели данного интегративного процесса. Необходимость в создании модели возникла из-за невозможности во временных, материальных рамках, проследить развитие данного процесса. Однако использование компьютерных технологий позволяет решить рассмотренные выше недостатки.

Для построения модели формирования здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях был использован метод системной динамики Д. Форрестора. Уровни измеряют состояние, которое является результатом активности в системе. Темпы определяют существующие мгновенные потоки между уровнями и отражают активность в системе. Функции решений (уравнения темпов) характеризуют линию поведения, определяющую, каким образом имеющаяся информация об уровнях приводит к выбору решений, связанных с величинами текущих темпов. Информация может поступать либо в виде констант, либо в виде данных о состоянии других уровней. Константы и информация об изменении уровней передаются потоками информации соответствующими функциям решения. С их помощью изменяется в зависимости от входной информации величина темпов и, следовательно, состояния уровней, что опять передаётся в места принятия решений и т.д.