Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям в условиях непрерывного повышения квалификации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 года одобрена концепция охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005 года, разработанная министерством здравоохранения и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.



Общеизвестно, что учителя являются проводниками всех инноваций, внедряемых в школы учеными и управлениями образования. Поэтому успешность внедрения любой образовательной технологии, и здоровье сберегающей в том числе, напрямую связана с уровнем профессиональной подготовки и общей культурой педагога. В образовательных учреждениях г. N и близлежащих районов много внимания уделяется соблюдению гигиенических условий в классах, составлению грамотного, с позиций здоровье сбережения, расписания уроков, сведению до минимума объема домашних заданий и т.п., здоровье разрушающее воздействие на учащихся отдельных учителей непосредственно на уроках иногда сводит положительный эффект всех этих усилий до минимума.

Анкетирование показало, что только незначительная часть педагогов ставит заботу о здоровье ученика на приоритетное место, оказывает нейтрализующее воздействие на недостатки организации образовательного процесса.
Для правильного, грамотного решения вопросов здоровье сбережения школьников в современных условиях необходима соответствующая подготовка педагогов в рамках курсов повышения квалификации и постоянно действующих семинаров.


В институте дополнительного профессионального образования такая подготовка ведется по трем уровням.
I уровень - общее знакомство на курсах с принципами и возможностями здоровье сбережения, здоровье сберегающими технологиями.
По этим вопросам подготовка проводится по двум направлениям.
Руководители образовательных учреждений получают информацию о планировании и организации здоровье сберегающих условий обучения, возможностях реализации на практике принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся. Акцент делается на проектные формы проведения занятий. Задача преподавателя состоит не только в информировании слушателей, но и в организации разработки реальных проектов для воплощения их в жизнь после завершения обучения.

Учителя-предметники, учителя-дефектологи, социальные педагоги, специалисты по внеклассной работе получают необходимые знания и приобретают умения и навыки реализации здоровье сберегающих технологий преподавания своего предмета. Акцент в обучении также делается на активные формы и методы - практические занятия, тренинги, разбор профессиональных ситуаций и т.п.

II уровень подготовки в рамках ПДС (постоянно действующий семинар) адресован учителям, которые обучают школьников по вопросам здоровья, формируют у них культуру здорового образа жизни. Это учителя начальных классов, преподаватели биологии, физической культуры, ОБЖ, школьные психологи, учителя-дефектологи.

III уровень подготовки на ПДС предназначен для учителей, педагогов-организаторов, отвечающих за вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Это заместители директора по воспитательной работе, курирующие оздоровительную работу, преподаватели валеологии, культуры здоровья.

В рамки каждого из этих трех уровней подготовки входит изучение вопросов профилактики вредных привычек и наркозависимости у подростков. Актуальность этой проблемы требует обязательной, хотя бы минимальной компетенции в этой области всех, кто работает со школьниками.

Работники системы образования должны иметь определенный уровень профессиональной грамотности по вопросам здоровье сбережения и антинаркотической профилактики. В каждой школе должен быть хотя бы один специалист, прошедший переподготовку и не формально, а по существу отвечающий в школе за постановку работы в этом направлении.
Общими целями обучения слушателей по вопросам здоровье сбережения школьников на КПК (курсы повышения квалификации) и ПДС являются следующие:

- формирование культуры здоровья педагогов (слушателей);
- формирование у слушателей представления об ответственности человека за свое здоровье;
- обеспечение слушателей достоверной информацией в области здоровья;
- формирование у слушателей компетенции в вопросах здоровье сберегающих образовательных технологий;
- обучение слушателей современным методам и приемам организации проведения работы по формированию культуры здоровья учащихся;
- формирование у слушателей компетенции по вопросам образовательных технологий антинаркотической профилактики учащихся.


Наиболее эффективными формами работы со слушателями являются:

- дискуссионно-семинарские занятия;
- практические занятия;
- психолого-педагогические тренинги;
- проектные и деловые игры;
- разбор профессиональных ситуаций.


В обучении используется общая программа, которая корректируется по модульному принципу, в зависимости от контингента слушателей:

- для педагогов, психологов, социальных педагогов, учреждений общего, среднего и специального (коррекционного) образования;
- для руководителей образовательных учреждений.
Основой в работе являются программы повышения квалификации по актуальным вопросам обучения здоровью, разработанные на кафедре психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья.

Академии ПК и ПРО "Вопросы обучения здоровью школьников", и "Профилактика вредных привычек и зависимости у школьников".