Какую роль в жизни играет информатика?

Что нужно, чтобы дом построить? Материалы, скажете вы, - кирпич, цемент, деловая древесина, шифер или железо для крыши, гвозди. Ну конечно же, и энергия машинных и человеческих мускулов. Но если это все есть, дома вы не построите, не зная, как его строить, не имея понятия о его внешнем виде и внутреннем устройстве каждой части. Кроме материалов и энергии, для постройки дома нужна еще информация.
Как иногда шутят строители: прежде чем начинать возводить мост, нужно знать, как его строить — вдоль речки или поперек.


Почему из семян моркови вырастает именно морковь, а никак не редиска и не свекла? Только потому, что в семени есть молекулы, содержащие информацию о всех элементах будущего растения. Без сведений из чертежей и схем не построить никакой машины, без них и без сложных расчетов не поднимется со старта космический корабль.

Короче: для создания чего-либо необходимо иметь вещество (материалы), энергию и еще обязательно информацию, иначе ничего не получится.
По мере развития электронных вычислительных машин (ЭВМ) понятие об информации стало усложняться и становиться более масштабным. Теперь с информацией и производным от нее термином «информатика» связаны целые отрасли науки и промышленности. А почему, собственно, такой особый интерес к информации именно в наше время? Этот вопрос вправе задать любой логически мыслящий читатель: в самом деле, человечество жило и продвигалось вперед во всех областях и без всех этих особых информационных наук. Строились дома и корабли, создавались новые машины и механизмы. Швейцарские часовщики Пьер и Анри Дро еще в восемнадцатом столетии сделали немало пишущих и музицирующих механических роботов, обходясь без информатики. Можно же всю жизнь разговаривать прозой, как один из героев Мольера, и не догадываться об этом — просто нет необходимости. Так в чем дело, откуда взялся и почему стремительно вторгся в наше общество такой жгучий интерес к информации и способам ее получения, преобразования, хранения и использования?

Теория информации, как и любая жизнеспособная теория, ярко высветила и усилила то, что люди интуитивно понимали всегда: великую полезность знаний, осведомленности. Информация делает наши поступки целенаправленными, экономит труд и время в достижении поставленных целей. Кому неведома военная истина: эффект от хорошей работы одного разведчика может быть равен эффекту боевых действий целой дивизии.

«Информировать» издавна означало «сообщать» какие-то сведения. Но из опыта известно: не всякое знание полезно и действенно, не всякое сообщение дает информационный эффект. Например, вам говорят: «Зимой холодно» или: «Завтра взойдет солнце». Много ли тут полезной для вас информации? Нет, конечно. Информация всегда несет в себе элемент не- известного, нового, неожиданного. Но и этого мало. Чтобы знания стали информацией, они должны быть правильно закодированы (с помощью слов или каких-то иных знаков), распределены и переданы строго по назначению. Каждому из нас в определенное время нужны не знания вообще, а конкретные наборы сведений, относящихся к тем задачам, которые мы в данный момент решаем.

Сказанное выглядит житейски просто и вроде бы само собой разумеется. Но давайте мыслить масштабнее. Будто мы забрались на высокую колокольню и видим с нее всю страну. Известно, например, как долго внедряются изобретения и всякие усовершенствования, как трудно добиться практического применения научных достижений в народном хозяйстве. А почему? Причин несколько. Одна из главных состоит в недооценке роли информационного процесса. Попробуем в этом разобраться.

Любая научная идея, прежде чем воплотиться в жизнь, должна превратиться в информацию, то есть стать конкретным сообщением, предназначенным для определенных людей, так называемых пользователей. Чем больше делается открытий и изобретений, тем важнее развитие информатики. Наша партия выдвигает задачу перевода народного хозяйства на качественно новый уровень. А это, помимо всего прочего, означает преодоление застойного явления - омертвения достижений науки. Наука должна приносить пользу обществу. Ведь знания сами по себе мало что значат =-они должны работать на нашу страну, должны быть понятны и доступны тем, кто их применяет в жизни, в практической деятельности.

Накопленные знания представляют собой важнейший вид общественного богатства и состоят из индивидуальных знаний отдельных личностей и общечеловеческих знаний, сосредоточенных в библиотеках, архивах, патентных фондах и т. д. Индивидуальные знания как бы переливаются во всеобщие, а всеобщие знания воспринимаются отдельными личностями и дают им основу для профессиональной деятельности, помогают выбирать путь в жизни.

Однако темпы прироста знаний за последние десятилетия резко возросли. Их объем каждое десятилетие удваивается. В отдельных отраслях объем знаний растет взрывоподобно. Например, пятнадцать - двадцать лет назад было всего несколько десятков научных работ по теории управления, сейчас же их - более двадцати тысяч. В таком потоке знаний можно захлебнуться.

Это явление получило название информационного кризиса. Отдельная личность оказалась как бы за бортом огромного корабля знаний. Что же делать? Остановить прогресс? Ведь информационная «мощность» человека ограничена: за секунду он в состоянии воспринять 6-9 букв или цифр и в лучшем случае произвести несколько арифметических или логических операций.

И тут на помощь человеку пришли электронно-вычислительные машины, или компьютеры. Это одно из высших достижений человеческой мысли, подлинное чудо второй половины XX века. Они уже стали одним из массовых видов техники и легли в основу развития целой отрасли народного хозяйства- индустрии информатики. Это - индустрия для всех, поскольку машинная обработка информации становится обычным делом не только для предприятии, организации, органов управления, но и для каждой школы. В перспективе она войдет в каждый дом, как сейчас вошли телефон и телевизор.

В ходе современной научно-технической революции общество вступило в полосу всеохватывающей автоматизации. Развитие техники ведет к замене тяжелого физического труда людей машинами. Самые совершенные машины способны помочь человеку и в умственной работе. Технической основой современной автоматизации выступают ЭВМ, а связующим звеном - информатика. Определение информатики может показаться сложным: это - человеко-машинная, индустриальная технология переработки и использования информации в процессах познания и управления. Суть информатики будет раскрываться постепенно. Для начала скажем, что машинная помощь открывает огромнейшие возможности усиления умственных способностей людей, повышения их информационной производительности.

Вот почему развитие информатики стало делом большой государственной важности. Ведь речь идет об ускорителе, катализаторе научно-технического прогресса. Информатика - это всерьез и надолго, а значит - касается всех нас. Но нужно сразу внести ясность: нельзя овладеть сложной информационной техникой и эффективно применить ее в науке и во всех областях практики без особых знаний.
Причем речь идет не только о подготовке специалистов, умеющих создавать новые ЭВМ, разрабатывать сложные программы и решать различные задачи с помощью компьютеров. Общению с вычислительной машиной должен учиться каждый. Когда-то на заре социализма существовал ликбез - система мероприятий по ликвидации безграмотности в стране. Подобная система налаживается сейчас. Время не ждет: современный рабочий, инженер, врач, преподаватель не могут, подобно персидскому поэту Саади, полвека набираться знаний, чтобы последующие полвека работать и творить.

Мы недалеко уйдем от истины, если скажем: уже через несколько лет специалист, не знающий, как подступиться к ЭВМ, будет встречаться столь же редко, как сейчас человек, не умеющий читать и писать. И нас не должны пугать неизбежные трудности на пути к компьютерной грамотности, огромная сложность и масштабность встающих проблем. Надо только упорно трудиться, не мешкая и не выискивая оправдательных причин.

И еще одно обстоятельство. Были, есть и еще долго, наверное, будут находиться люди, твердящие: «Чтобы вертеть баранку автомобиля, не нужна теорема Пифагора; подметать двор можно, не изучая Пушкина». Есть и противники всеобщего компьютерного ликбеза, не понимающие сущности и значения этой грандиозной работы, считающие информатику и компьютеризацию веянием преходящей моды, очередной игрой в наукообразные термины и громкие фразы. Помочь преодолеть отсталые взгляды могут только убедительные, точные научные знания.