Методика подготовки массовых мероприятий с детьми

Подготовка массовых мероприятий для детей, с чего начать.

Опыт проведения массовых мероприятий показывает, что наиболее удачными и интересными получаются те программы, где весь игровой материал подается через образное решение конкретной темы. Например, программа по сказкам, где дети совершают воображаемое путешествие в мир сказок, встречаются со сказочными героями и т.п. Таким образом, формы проведения массовых мероприятий могут быть самыми разнообразными: путешествия, игры с эстрады и с залом, игровые КВН, соревнования команд, групп, викторины и др. При выборе формы следует учитывать возраст играющих детей и место проведения игры (зал, класс, поляна и т.д.)

Работа над сценарием.


Праздник – это результат большого труда и проводиться он может не чаще одного - двух раз в четверть. В основе любого мероприятия лежит сценарий, в который включаются игры, песни, танцы и пр. Такая подборка игр, сочетающаяся с театральным действием, оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:
- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;
- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;
- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
- следует соблюдать строгую регламентацию времени;
- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.



Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих. К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.
Сценарий каждого праздника и обряда предусматривает точно выстроенную систему развернутых во времени и пространстве действий, раскрывающих его идейно-тематический замысел, как основу потребностей общности детей в деятельности по поводу конкретного события.
Сценарист и режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организация не спектакля, а именно массового действия в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Задача его состоит не только в организации материала, но что особенно важно, в организации аудитории. Особо необходимо остановиться на использовании в праздниках возможностей света и звука, которые придают большую эмоциональную насыщенность, дополняют систему реальных образов художественными.
Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов, исключение соблазна, «работы на публику», что особенно просто сделать в условиях коллективного восприятия.


Работа над сценарием имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Начинается она с определения темы и идеи.
Тема - это общих характер события, без конкретизации составляющих его частей. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. В центре темы находится человек или герой, или группа людей, которые являются значимыми героями для детей определенного возраста. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.

Идея - основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.
Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.

Аудитория.

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.
Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.
Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.

Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех ребят включаются в действие. Найти сюжетный ход – это значит выяснить, чем и как можно объединить вычлененную в эпизоды информацию. В ряде случаев организаторы прибегают к художественной персонификации, когда основное действие развивается при помощи сказочных героев, или от лица ведущего.
Наиболее распространенная форма сюжетного хода – конфликты. Он является отображением противоборства двух противоположных героев, чья борьба, в конце концов приходит к тому или иному финалу. Восприятие напряженного противоборства всегда связано с яркими переживаниями и сопереживаниями, которые нельзя никак игнорировать. Простая житейская истина: чем труднее борьба, тем дороже победа – и здесь остается в силе.
Многие организаторы объединяют сценарий, превращают его в план проведения отдельных игр с детьми, ничем не объединенных. В сюжете мероприятия должны быть отражены интересные конкретной аудитории события и действия, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Но конфликт остается важным требованием. Очень часто конфликт используется в Новогодних представлениях. Детям интересно самим бороться с Бабой Ягой или другими злыми силами, сотворившими скверный поступок, освобождать сказочных героев или искать посох Деда Мороза.
После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Существует несколько источников. Немаловажным является и наша действительность. Помимо всего прочего это могут быть книги, фильмы, мультфильмы, интернет и пр.

Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.

Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Например, выставка детских рисунков на определенную тему. Распространенным является вариант, когда в экспозиционной части ставится вопрос, а весь дальнейший ход представления служит ответом на него. Задача экспозиции – дать эмоциональный настрой. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр. Прекрасным организующим началом является музыка.
Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Например, в новогоднем представлении победа сказочного героя над злыми силами, освобождение Снегурочки или сказочного героя.

Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.

Монтаж эпизодов.

Важный этап. Мероприятию необходимо придать «восходящий» характер. Умелый монтаж делает раскрытие сюжета живым, динамичным. Монтажная работа – это длительный и трудоемкий процесс с многочисленными прикидками и поправками. В ходе ее организатор должен определить, что в мероприятии лишнее, и чего не хватает, насколько удачно стыкуются друг с другом отдельные куски, какие из них следует исправить. Обязательным условием является выстраивание эпизодов по восходящей линии, по нарастанию действия. В ряде случаев установление смысловой связи между эпизодами вызывает необходимость в тексте ведущего, дающего возможность сцепить смежные эпизоды.
Говоря о методике организации массового праздника необходимо остановиться в них на построении музыкально-ритмического действия, особенно характерного для детских и юношеских праздников. Ребятам, как никому другому присуща потребность выражения своего эмоционального отношения к происходящему событию.
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей после праздника убедительно свидетельствуют, как дети любят эти праздники. Потому что они создают радостное настроение, обогащают детей впечатлениями, вызывают у низ разнообразные эмоции, способствуют их общему развитию и эстетическому воспитанию. У детей должно быть больше праздников интересных, ярких и содержательных.