Об экологическом образовании при изучении курса органической химии

Один из них касается хаотичности и противоречивости развития экономики с ее неравномерным региональным развитием и относится к областям политики и социологии. Второй аспект касается самого человека, уровня его готовности к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах. Особенно важно решение вопроса элементарной экологической подготовки школьников.
Совершенно очевидно, что экологические проблемы современности возникли в результате активности и опрометчивого вмешательства человека в систему абиотических и биотических процессов.



Чтобы суметь сделать экологически разумный выбор и действовать оперативно в сложной ситуации, избежать нежелательных последствий, нужно обладать определенными экологическими знаниями.

Поэтому крайне важно, чтобы экологическое воспитание начиналось с младших классов на доступном для этого возраста уровне, чтобы затем оно тесно переплеталось с общеобразовательной и профессиональной подготовкой. При освоении каждого предмета или специальности, обучающиеся должны получать по возможности полное представление о той роли, какую этот предмет или специальность играют в решении конкретных проблем окружающей среды. Такого рода знания являются основой для воспитания активного, сознательного отношения к проблемам экологии. Существует мнение, что проблема экологического воспитания и образования может быть решена введением дополнительной учебной дисциплины. К сожалению, столь простым способом желаемого результата получить нельзя.
Эффективное экологическое образование требует рационального пересмотра всей системы обучения, в частности, междисциплинарного подхода при изучении химии, как составной части естествознания.
Химия - одна из наук о природе, она изучает вещества, их элементный состав, внутреннее строение и превращения. Изучение органической химии позволяет постичь процессы, происходящие в живой природе, суть жизненных явлений, и наряду с неорганической химией формирует в представлениях учащихся единство живой и неживой природы.
Органическая химия изучается в 10-м и 11-м классах общеобразовательной школы. На изучение данного курса отводится школьной программой 68 часов в 10-м и 34 часа в первом полугодии 11-го класса.
Актуальность проблемы заключается в необходимости повышения экологической культуры, образования, подготовки специалистов, владеющих знаниями по глобальным проблемам экологии и путей их решения.
В связи с этим целью нашего исследования явилось разработать методическую систему экологического содержания темы «Углеводороды», направленную на формирование актуальных экологических понятий.

Для достижения цели были предложены следующие задачи:

1. Провести анализ методической и научной литературы по проблеме экологического образования и определить возможные пути экологизации курса органической химии.
2. Использовать основные концепции современного образования для построения методической системы.
3. Разработать модель методической системы экологизированного курса органической химии (на примере темы «Углеводороды») и условия ее реализации.
4. Апробировать разработанную методическую систему СОШ и доказать ее результативность.

Методическая система обучения экологизированного курса химии создана основе разработанной нами теоретической модели интегративно-модульного обучения. Эта система призвана обеспечить целенаправленное взаимодействие всех ее компонентов (цели, содержание, средства, метода, способы организационного процесса обучения), а также субъектов этого процесса и их деятельность на достижение запланированных результатов.
Используя системный подход к проектированию методической системы обучения, нами были определены ее компоненты, взаимосвязи между ними, основные функции, способы и средства реализации, а также критерии оценки эффективности обучающей системы.
Методическая система строилась нами на основе комплекса структурно-функционального, интегративно-модульного, личностно-деятельного и технолого-методических подходов.



С позиций программно-целевого подхода мы рассматривали экологизированный курс органической химии, как программно-нормативную систему с обозначениями в ней целей повышения экологического образования и подготовки специалистов.

С позиции структурно-функционального подхода мы проектировали методическую систему, отражая в ней характеристики системы: целостность, структура и функции.

Интегративно-модульный подход позволял определить ведущие стадии динамического процесса обучения химии на основе выделенных нами содержания модулей.

Личностно-деятельный подход предусматривает ориентацию методической системы на активную и разно уровневую деятельность студентов, на ее развитие.
Современные тенденции развития высшей, профессиональной школы характеризуется внедрением новых принципов систем, технологий.
Методическая система отражает два уровня общехимической подготовки:
- дидактико-методический, определяющий ее состав, содержание и организационное обеспечение;
- частно-методический, конкретизирующий методическое обеспечение каждого модуля.
Методическая система отражает три стороны общехимической подготовки: теоретическую (лекции и семинары), экспериментальную (лабораторные работы) и факультативно-исследовательскую